Пятница, 25.09.2020, 08:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Арт-Мозаика
Игровое пространство для детей, тренинги для взрослых

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Арттерапевтические техники в оптимизации детско-родительских отношений. Программа «Рисуем музыку»
На сайте публикуется с сокращениями

Психологические трудности, ухудшение физического и психического здоровья детей приводят к осложнениям внутрисемейных отношений, поскольку создают родителям дополнительные затруднения для выполнения воспитательных функций. Достижение семейной гармонии создает условия для оптимального развития личности каждого ее члена и является гарантией благополучного прохождения всех возрастных кризисов, хорошей социальной адаптации и выработке «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды у подрастающего поколения.
Особенностью проведения  коррекционной работы, направленной на улучшение детско-родительских отношений по программе «Рисуем музыку» является то, что она позволяет вести коррекционный процесс в системе родитель – ребенок  в том возрасте, когда в силу возрастных особенностей  коррекционный процесс, построенный на интеллектуальном и эмоциональном обсуждении не возможен, а возможны только такие приемы работы, которые построены на реальном взаимодействие членов семьи. Реальное взаимодействие в процессе игры, создания рисунка, живописной работы, совместного музицирования, театрализации и танца увеличивает активность каждого члена семьи, что, в свою очередь, повышает спонтанность, помогает найти новые способы взаимодействия с ребенком, уменьшает сопротивление участников группы.
Мы полагаем, что использование именно арттерапевтических методик в практике работы с детско-родительскими отношениями, учитывая ряд обстоятельств, является оптимальным. Обоснование выбора методов   коррекционно-развивающего   воздействия основывается на ряде положений:
- Цели арттерапевтических методик – катарсис, снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния, формирование адекватного межличностного общения и самооценки– отвечают целям программы коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с эмоционально-поведенческими проблемами, проблемами памяти, внимания и речевыми трудностями. 
- Средства арттерапии соответствуют индивидуальным особенностям и возможностям детей младшего школьного возраста и их родителей. Творческие по сути методы основываются на знакомых им продуктивных видах деятельности. Дети с  удовольствием включаются в работу, их привлекает простота упражнений и игр и в то же время новизна задач. Родители также достаточно активно участвуют в арттерапевтических занятиях, так как характер заданий не вызывает у них затруднений, а возникающее у них зачастую ощущение экспертной ситуации быстро проходит.
- Процедура проведения психокоррекционных занятий средствами арттерапии предполагает высокую степень свободы участников в процессе работы. Это обстоятельство позволяет ведущему варьировать задания, игры в соответствии с актуальной ситуацией в группе, что весьма актуально при работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими какие-либо проблемы.
- Арттерапевтические методы являются, на наш взгляд, самыми экологичными для психики участников психокоррекционных занятий. В процессе работы не предлагаются «правильные» или «неправильные» мнения, точки зрения, способности не оцениваются как «хорошие» или «плохие», что очень важно в работе с детьми, имеющими какие-либо эмоциональный, поведенческие, речевые проблемы, так как в силу этих своих особенностей в реальной жизни они часто сталкиваются с неудачами, порицаниями и болезненно реагируют на оценку. Также, следует учитывать, что до сих пор, в нашем обществе родители настороженно относятся к предлагаемым им психологическим услугам, так как в их сознании профессия психолога тесно связана с экспертизами состояния их детей и, соответственно, носит часто негативную окраску. Использование недирективных арттерапевтических методов позволяет изменить такой стереотип.
Программа проходила апробацию в ЦППРК «Рублево» и ЦПМСС «Фили» с 2004  года.
автор: Екатерина Мельникова



Категория: Мои статьи | Добавил: artmosaic (03.01.2012) | Автор: Е.Г. Мельникова, аспирантка МПГУ
Просмотров: 4591 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Программы
Психолог
День рождения
Поиск
Партнеры
InCube

Маленькая Модница

Категории раздела