Понедельник, 28.09.2020, 11:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Арт-Мозаика
Игровое пространство для детей, тренинги для взрослых

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Куклотерапия как метод
Куклотерапия – это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом.

Куклотерапия,  эффективна для диагностики и коррекции личности ребенка с отклонениями в поведении и выравнивания детско-родительских отношений. Работа осуществляется в форме психологического театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. При этом в действии участвуют определенные кукольные персонажи, изображающие реальных людей из социума ребенка (в том числе и его самого) как непосредственно, так и опосредованно – по ассоциации из мира животных и сказочных персонажей. Соответствующие этюды проигрываются детьми совместно с  родителями, что позволяет психологам диагностировать особенности детско-родительских отношений для более эффективной последующей коррекции. Родители же в процессе индивидуально-групповых тематических занятий с психологом посвященных психологическим основам воспитания,  по-новому осознают противоречия между внутренним миром ребенка и его внешними поведенческими проявлениями.

В процессе куклотерапии проективная диагностика внутренней позиции ребенка по отношению к различным областям его жизнедеятельности (в частности, по отношению к социуму и к самому себе) в основном осуществляется в ходе театрализованного действия, спонтанно придуманного ребенком или предложенного психологом. Главной задачей  является выявление  той психологической особенности ребенка, которая в той или иной жизненной ситуации приводит к его  невротизации.

Ребенку предлагается стать актером, режиссером и постановщиком заранее разработанных психологических театрализованных этюдов. Психокоррекционная работа осуществляется в два этапа.

Первый этап посвящен этюдам и длится восемь недель. На этом этапе большое внимание уделяется работе дома, где ребята вместе с родителями репетируют сценки, которые  им задаются. Хотя работа проводиться в группе, дети уже со второго занятия получают  индивидуальные задания, то есть занимаются по индивидуальной программе. Работая с куклой, ребенок говорит от имени куклы и не боится быть уличенным в своих пороках.

Все занятия проходят вместе с родителями, и родители не просто присутствуют, но и самым активным образом включаются в происходящее. Они вместе с ребенком показывают этюды за ширмой.

В этюдах, где главная роль принадлежит ребенку, начинается не устранение, не искоренение недостатков, а возвышение их уровня. В этюдах, где главная роль принадлежит сказочному герою, его поведение отражает реальную внешнюю и внутреннюю позицию ребенка в рассматриваемой жизненной ситуации. А ребенок, в этих этюдах, выступает как хозяин сказочного героя. И он ему помогает найти положительную модель поведения и избавиться от своего недостатка.

Обоих персонажей играет сам ребенок, опосредованно осуществляя работу над собой под психологическим сопровождением. Таким образом, ведется психологическая работа с субличностями, а также коррекция отклонений в поведении ребенка.

Помимо проигрывания этюдов детьми, сами психологи разыгрывают мини-спектакли о мальчиках и девочках с положительными и отрицательными моделями поведения по определенным ведущим темам: лень, страх, застенчивость, обидчивость, агрессивность, грубость и т.д.

Этим самым происходит детский тренинг сензитивности, общения, личностного роста с интенсивным обучением эффективным моделям поведения, в различных жизненных ситуациях. 

Второй этап  работы - это психологический  спектакль. Детям дается роль в соответствии с его характером и усугубление, окарикатуривание типажа в пьесе ведет к освобождению от природной невротической типажности.

Некоторые ребята получают сразу несколько ролей, и, напротив, бывает, что одна роль распределяется между двумя, тремя, а то и четырьмя "артистами". Родители тоже принимают участие в спектакле. Вершиной пройденного пути для детей является представление, на которое дети  приглашают родных, друзей и знакомых.

Из опыта видно, что в результате целенаправленной работы - двух и даже одного этапа достаточно, чтобы оказать коррекционное и воспитательное воздействие на детей с отклонениями в поведении для нормализации их общения со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
Категория: Мои статьи | Добавил: artmosaic (18.12.2011) | Автор: Автор статьи Ольга Филиппова
Просмотров: 4471 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Программы
Психолог
День рождения
Поиск
Партнеры
InCube

Маленькая Модница

Категории раздела