Среда, 23.09.2020, 15:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Арт-Мозаика
Игровое пространство для детей, тренинги для взрослых

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Итак, начинаем!!! Наша новая школа

Если бы у меня спросили, с чего я бы начала реформу нашего образования, то я бы, наверное, сказала, что с изменения культуры родовспоможения.  Только если в роддомах признают право человека на выбор времени  рождения (не будут стимулировать родовую деятельность, чтобы успеть к концу смены, или чтобы «как бы чего не вышло» и т п. – то есть, от недоверия к будущей маме и ребенку и от веры в своё «божественное» врачебное  всемогущество, решают во сколько «прибыть» человеку в этот мир). Только, если признают право ребенка и мамы на выбор места родов (дома или в роддоме) и право на эмоциональную поддержку во время родов (комфортные условия, присутствие родственников, позитивный настрой врача, а не медикаментозные бездушные методы, типа обезболивающих и успокоительных, которые в основном нужны  рожающей женщине только, если она боится родов, если она не осознает происходящий процесс, не понимает, что с ней происходит и боится того, что происходит)  только тогда, может измениться в корне вся система образования.
Страх – основа всех бед нашего образования. Хорошее, многогранное образование дается в нашей стране.  Но какое напряженное.  Всё идет через страх, боль, агрессию,  унижение. И опять, мне кажется, корень такого стиля обучения находится в традиции отношения к родившемуся человеку. Запеленать, оторвать от матери, накормить из бутылки суррогатом, вместо маминого теплого молока. И в общегосударственных масштабах – множество людей с гастритами и высоким уровнем психоэмоционального напряжения, с низкой фрустрационной устойчивостью.  Поэтому, на мой взгляд,  начинать реформу образования надо с создания «Материнской школы».
Каждая мать – лучший педагог своему ребенку.  А ребенок – для своей матери лучший учитель!  И если специалист, педагог с высшим медицинским или педагогическим или психологическим образованием научит эту пару слушать друг друга с открытым сердцем, не наполненным страхом, а наполненным надеждой, верой, уверенностью и любовью, то проблем с обучаемостью и с необразованностью у нас не будет. Мама слушает ребенка, чутка к его потребностям,  и тогда ребенок научается слушать маму, а потом и весь мир, и учителя в школе тоже будет внимательно слушать. Он привык, что его мнение всегда уважали, и не представляет себе как можно не уважать чужое мнение. Он будет уважать мнение товарищей, других взрослых.
Позволю себе не согласиться с Я.Каменским, который советовал отдавать детей на обучение специалистам. Не детей надо отдавать на обучение специалистам, а диаду мать-ребенок должен сопровождать  чуткий «переговорщик», или можно назвать такого специалиста «советчик с высшим человековедческим образованием».
 Моя педагогическая практика ведения занятий с мамами и детьми от 8 месяцев показывает, что как только мама перестает испытывать страх за своего ребенка, за то, что он не справиться, перестает бояться слёз ребенка на людях, а начинает воспринимать это спокойно, то и ребенок значительно меньше начинает капризничать. Вот примерный  ход мыслей мамы: «Ребенок имеет право потренировать свои легкие и поплакать когда ему что-то нужно, поскольку других способов выразить  своё состояние у него нет. Вербальная коммуникация ему еще доступна в ограниченной форме: ма, ба, дай, на.  А мир велик, интересен, хочется многое попробовать». 
Мама моей школы  настроена на заботливый диалог – и спокойно разрешает ребенку испытать раздражение, досаду, горечь, обиду, поплакать и подсказывает малышу новые точки приложения усилий. Незачем все силы тратить на злость, можно взять себя в руки и найти много новых интересных способов взаимодействия с этим миром. Вот и исследовательское мышление развиваем: поищи новые способы достижения цели, или найди  в себе силы отказаться от достижения пока недостижимой цели.  «Тренируйся, расти – и у тебя обязательно получится», - в таком случае говорит ему мама.
Присоединяйся и веди – это основной психотерапевтический принцип и, я думаю, принцип воспитания и обучения. Вот как это происходит в моей школе.
Мамы присоединяются на 2 часа в неделю на занятиях к ребенку: они присоединяются по времени (и мама и ребенок в 10.00 утра вместе приходят на занятие и занимаются в течении часа), они присоединяются по месту (все ползают и играют на татами, в основном все упражнения родители выполняют на уровне глаз ребенка, то есть мы, взрослые осваиваем пространство ребенка – пол), а главное взрослые присоединяются к ребенку эмоционально – мамы разделяют с ребёнком радость песенок-пестушек, скакания, лазания, кучи-малы. То есть радость от познания возможностей своего тела, радость от движения вперед (ползание, бег, прыжки и т.п.).
Если между мамой и ребёнком, а также другими близкими взрослыми и ребенком есть разделенность интересов,  эмоций, пространства, времени, то природная устремленность к познанию у ребенка подкрепляется уверенностью в том, что этот мир большей частью дружелюбен к нему и есть люди, которые верят в него, в его силу, ловкость, быстроту, соучаствуют его жизни. В голове у ребенка рождается мысль: «Маме интересно то, что интересно мне, маме радостно со мной, мама радуется тому, что я научился сегодня прыгать очень высоко!» И тут начинает работать принцип зеркала:  ребенок начинает соучаствовать миру, начинает интересоваться устройством мира (можно обучать), радоваться человеку (можно воспитывать), интересоваться возможностями своего тела, собственными способностями (можно развивать).
А потом  нашего талантливого малыша, умеющего общаться и выстраивать диалог, ждет общеобразовательная школа. Такой ребенок привык, что с момента рождения уважали его выбор относительно места, времени, отношения. Он уважает границы другого и права другого. Он умеет договариваться на паритетных началах. Он умеет меняться. Он знает принцип «брать и давать». Всё это он умеет благодаря маме. А в школе просто другой взрослый – учитель. Свободный учитель. Без сковывающего и держащего в напряжении страха. Это умный учитель, которых у нас в стране много, но это еще и свободный учитель – которых у нас в стране мало.
Учиться можно в школе, а можно дома (семейное обучение) – это выбор места и времени. Можно не хотеть учиться – и это право ребенка. Но учиться надо, независимо от того, хочешь ты или не хочешь, ноешь ты или стонешь ты.  Это также как ответ на вопрос – рождаться или нет. Конечно, рождаться. Даже если трудно и пока света в конце туннеля не видно. Или также,  как выползать из маминой мышеловки малышу в возрасте 8 месяцев – надо выползать, даже если мама достаточно крепко держит, всё равно надо проделать свою работу и выползти в щелочку (которых, кстати, заботливые мамы, как и заботливая жизнь, всегда приготавливает много). А взрослый всегда в трудную минуту эмоционально поддержит: «Ты справишься, у тебя получится». Да и школьник уже и сам знает, что справиться, что сможет – ему с детства говорили так. А после трудной работы, которую удалось одолеть, одобрение со стороны взрослых, товарищей и самого себя: «Победитель». И коридор Триумфа как у Александра Македонского.
И закончить эту небольшую статью-размышление «Моя новая школа»  мне хочется ответами на вопросы:
1.    Кто я?
Человек – это микрокосмос. Познав себя, познаешь весь мир.
2.    Каков мир вокруг меня?
В мире больше добра и света. Всегда.
3.    Что делать?
В мире нет ничего случайного. Каждое событие является приготовлением к следующему действу. Действуйте!
Успехов!
Категория: Мои статьи | Добавил: artmosaic (06.01.2012) | Автор: Автор: Екатерина Мельникова
Просмотров: 1383 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Программы
Психолог
День рождения
Поиск
Партнеры
InCube

Маленькая Модница

Категории раздела