Среда, 23.09.2020, 16:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Арт-Мозаика
Игровое пространство для детей, тренинги для взрослых

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Музыкально-развивающая работа с детьми раннего возраста: возможности и перспективы

Раннее развитие детей сейчас стало одной из самых обсуждаемых тем как среди специалистов, так и среди родителей, многие из которых, получив некоторые отрывочные психологические знания с помощью ТВ и других средств СМИ (газеты, журналы, рекламные сайты в Интернете) стремятся начать обучение ребенка как можно раньше. В консультативной работе мне нередко приходиться иметь дело с мамами, бабушками (реже папами) которые  с сожалением сообщают мне, что их ребенок в 3,5 года не может отличить звук от буквы, или не умеет выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 10, или не может сосредоточиться на обведении букв в прописях. Встречается и другая крайность, когда на прием приводят ребенка, который в 5 лет не умеет делать все тоже самое, не знает названия основных цветов, геометрических фигур, не может определить по картинке время года, а родители считают, что заниматься такими вещами с ребенком рано. Их тезис таков: «У ребенка должно быть детство и не надо его омрачать занятиями».
При этом, эти два типа родителей, казалось бы со столь различным подходом к воспитанию и требованиями к своим детям,  имеют сходство в том, что полностью игнорируют или пытаются не замечать, что их ребенок очень плохо владеет своим телом (не говоря уже о том, что карандаш ему держать трудно -  развитие мелкой моторики не позволяет), имеет очень скудные представления об окружающем мире, не умеет играть и не овладел самыми простыми видами детской продуктивной деятельности: пением, игрой на детских музыкальных инструментах, рисование карандашами и красками, приемами выполнения обрывной аппликации и т.п.).
Выходом в данной ситуации является, в первую очередь, организация профессиональной психологической службы, где родители могли бы получить необходимую информацию о психологических особенностях детей разного возраста, в том числе и раннего, о тех требованиях, которые можно или нельзя предъявлять к ребенку в силу его возрастных особенностей.
В нашем Центре такая работа ведется в рамках «Родительского клуба», одной из тем которого, является разработанная мною тема: «Пение, игра на простейших детских инструментах, танец и рисование в психологическом и физическом развитии ребенка».
Музыка это удивительный помощник новорожденного ребенка, способствующий его успешной адаптации к новым условиям обитания. Действительный член Академии педагогических и социальных наук, д.м.н., к.псих.н., проф., зав. лаб. формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ Михаил Львович Лазарев отмечает, что музыкальное озвучивание мамой (то есть просто пропевание песенок) утреннего пробуждения или омузыкаливание своих движений с ребенком на руках, сопровождаемое понижением или повышением музыкального тона голоса в зависимости от изменения положения ребенка в пространстве, или формирование биоритмов питания, сна и бодрствования с помощью специальных песен, озвученное питание, пение колыбельных песен, пассивное озвученное дыхание, вечернее купание, сопровождаемое пением  представляет собой постнатальную стимуляцию двигательного, речевого, музыкального развития ребенка. Исследователь пишет, что наилучшего эффекта можно достичь, если мама начала музыкальное общение с ребенком еще до рождения. У сыночка или дочки поющей мамы быстрее и правильнее выстраиваются дыхание и работа сердца, налаживается двигательная активность, и это влечет за собой "постановку" нужного ритма работы других органов. У такого малыша лучше развиваются интеллект, а также психо-эмоциональная сфера.
Вокальное, звуковое общение ребенка с мамой очень важный фактор в развитии ребенка. Ляксо Е.Е. в своей статье «Вокально-речевая имитация в диаде» , пишет, что ею изучалась вокально-речевая имитация в диадах "мать-ребенок" на протяжении первого года жизни детей - нормально развивающихся (15 диад) и группы риска, т.е. имеющих в анамнезе неврологические нарушения (5 диад). В диадах с нормально развивающимися детьми выявлена имитация ребенком звуков голоса матери и повторение ею звуков, произносимых младенцем. Установлено увеличение случаев звуковой имитации с возрастом ребенка. В диадах с детьми из группы риска отмечаются единичные имитации звуков голоса матери (у двух младенцев) и отсутствие имитации звуков детей у всех мам. Результаты фонетического и спектрографического анализа показали, что в ходе имитации ребенок осваивает артикуляцию, необходимые для произнесения звуков, сходных с материнскими. Специфика имитационного процесса у детей заключается в том, что совпадение с имитируемыми звуками происходит не по всем характеристикам, а по значениям либо длительности, либо частоты основного тона или формант . Исследователем сделан вывод о значимом влиянии на формирование и развитие интонационного слуха в первый год жизни младенца сочетания двух факторов - его заболевания и отсутствие имитации матерью звуков ребенка.
Результаты этого исследования, указывают нам на необходимость отнесения начала проведения коррекционно-музыкальной работы к самому раннему возрасту. Хотелось бы также отметить, что  педагог-психолог, работая с парой мама-ребенок, должен помочь не только ребенку овладеть разнообразными звуковыми имитациями, но и обладать музыкально-педагогическими навыками по вокальной работе со взрослыми людьми. Ведь не секрет, что современные мамы очень редко поют, не умеют петь и стесняются интонировать в присутствии не только посторонних, но даже своего ребенка.
В данный момент мною ведется экспериментальная апробация программы для детей 1-3 лет «Танцуем и рисуем, играем и поем». Данная программа представляет собой синтез двигательного, дыхательного и психологического тренинга. В ходе коррекционно-развивающих занятий дети совместно с мамами выполняют практические задания, направленные на стимуляцию творческой активности, формирование музыкального слуха и навыков художественного моделирования (с помощью цвета и звука) явлений окружающего мира. В игровой форме дети знакомятся с клавиатурой фортепиано. Занятия  позволяют проводить тренировку вестибулярного аппарата в трехмерном пространстве, развивать интонационный (музыкальный) слух как основу речи, формировать активную речь.
     Описывая содержательную сторону занятий мы можем отметить, что на  занятиях дети работают с различными музыкальными инструментами (ложки, бубенцы, бубны, маракасы, погремушки, металлофоны и т.п.), слушают народную и классическую музыку, занимаются вокалом, рисуют под музыку, осваивают основные ритмические и танцевальные движения, участвуют в музыкальных играх и театрализованных сценках. Малыши учатся различать музыку (быстрая-медленная, бодрая-спокойная, веселая-грустная), двигаться в такт музыке, в ходе выполнения специальных упражнений развивается их музыкальный слух и чувство ритма. Проведение занятий совместно с мамой объясняется не только трудностью адаптации ребенка к новой социальной группе, но главным образом тем, что, как известно,  малыши учатся действовать через подражание, следуя активному и эмоциональному показу взрослого, когда лицо взрослого, его глаза и улыбка обращены именно к нему одному, растущему  творческому человечку.
Список литературы
1.    Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М., 2004.
2.    Лазарев М.Л. Мамалыш, или Рождение до рождения. – М., 2007
3.    Ляксо Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде // Психологический журнал.  -  2005. -  №3.
4.    Мельникова Е.Г. Музыкально-педагогическая коррекция психоэмоциональных расстройств детско-подросткового возраста// Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Всерос. науч.-практ.конф. с междунар.участием, Пермь, 22-25 окт.2007 г./науч.ред. Е.А.Малянов, отв.ред. Е.М.Березина – Пермь: Перм. гос.ин-т искусства и культуры. – 2007.- С.367-371.
5.    Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб., 2005.
6.    Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика
7.    психического развития детей от рождения до 3-х лет . – М., 2004.
Категория: Мои статьи | Добавил: artmosaic (06.01.2012) | Автор: Автор: Екатерина Мельникова
Просмотров: 1477 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Программы
Психолог
День рождения
Поиск
Партнеры
InCube

Маленькая Модница

Категории раздела