Понедельник, 28.09.2020, 10:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Арт-Мозаика
Игровое пространство для детей, тренинги для взрослых

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Психологические функции музыкального искусства в развитии коммуникативных способностей детей


Современные авторы  и исследователи прошлого  анализируют искусство, рассматривая его как язык.  Ценную информацию можно почерпнуть в работах, посвященных непосредственно анализу отдельных коммуникативных проблем (например, проблеме художественного символа ) в истории эстетики, в трудах по музыкальной эстетики, истории литературы, поэтики, музыкальной психологии. Наиболее часто мыслители рассматривают коммуникативные проблемы искусства с точки зрения категории знака и значения, с точки зрения способов репрезентации значения в искусстве.
Значение в искусстве репрезентируется с помощью различного вида знаков - естественных (симптомов, признаков) и искусственных. Вторые, в свою очередь, делятся на изобразительные (образные) и условные (произвольные). Образный способ репрезентации значения в искусстве реализуется в музыкальной интонации, в символе, в аллегории, в метафоре, в олицетворении, в эмблеме, иногда в изображении-копии. Произвольный знак – это, большей частью, слово. 
Основная функция языка любого языка, в том числе и музыкального – коммуникативная.   Как своеобразный язык, лишенный застывших значений-понятий музыка наиболее близка к невербальной коммуникации и опирается на «синкретическую (всеобъемлющую) всеохватывающую чувственность» (Г.Орлов). Вообще, музыкальная коммуникация происходит всегда, когда воспринимается, создается или вспоминается музыка. Как замечает уже ранее нами упоминавшийся исследователь «музыкант инстинктивно стремится поддерживать и возобновлять хрупкое единство скрытой внутренней реальности каждого индивидуума и невидимой внешней реальности культуры в целом».
Перед нами встает вопрос, каким образом коммуникативный потенциал музыкального искусства может быть использован для развития коммуникативных способностей и решения проблем в общении у детей?
    Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умение организовать общение («Я умею!»), включающие умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать (проявлять эмпатийную направленность по отношению к собеседнику, или, выражаясь языком искусства – умение соинтонировать ), умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»). Эти знания могут быть получены не только вербальным путем, но, как отмечает Н.Н.Гришанович трансцендентно, в процессе восприятия, исполнения, интерпретации художественных произведений. В ходе этой деятельности происходит распредмечивание (присвоение) духовного опыта поколений, нравственной, гражданской, художественной и, что для нас особенно важно в связи с выбранной нами темой – коммуникативной культуры.
Соответственно, трудности в общении могут возникать при нарушении любой из трех выше изложенных составляющих коммуникативной культуры личности. Мы предлагаем несколько методов и техник, основанных на различных видах музыкальной деятельности ребенка или школьника, которые музыкантами-психологами, педагогами-музыкантами могут быть использованы в целенаправленной коррекционно-развивающей работе с коммуникативными проблемами.
1) работа с потребностно-мотивационным обеспечением процесса общения («Я хочу!») ведется в ходе непосредственного общения ребенка с музыкальным произведением и в ходе опосредованного общения детей по поводу музыки, в  совместной музыкальной деятельности. Непосредственное общение ребенка с музыкальным произведением, общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник (музыкальное произведение и школьник) «воспринимает» другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства (музыкальное произведение «привлекает» для этого общения средства музыкальной выразительности, интонирование, а ребенок отзывается образами своего сознания, содержанием своего эмоционального опыта). Опосредованное общение детей между собой в  ходе совместной музыкальной деятельности (коллективные музыкальные игры, хороводы, ритмопластические композиции, исполнение  хорового произведения, игра в оркестре) - это вызванная у детей необходимость общаться ради чего-то третьего, а именно ради создания целого, гармонично организованного произведения искусства. Как бы «вклинивающееся» в общение двух, трех, четырех и т.п. детей «промежуточное звено», а именно создаваемое музыкальное, слышимое что-то третье снимает страх, боязнь перед вступлением в прямой контакт со сверстником, изменяет негативные коммуникативные установки, заставляет прервать свою замкнутость, пассивность.
2) работа со следующей составляющей, а именно с умением организовать общение («Я умею!») подразумевает специально организованные музыкально-коррекционные процедуры направленные на овладение средствами общения. На коррекцию нарушений или дальнейшее развитие имеющихся задатков в сфере экспрессивно-мимических средств общения (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица) направлено слушание различных по характеру и настроению музыкальных произведений. Содержание музыки, зачастую, это движение эмоций: от возбуждения к успокоению, от напряжения к разрешению и т.п. Каждой эмоции соответствует специфическая мимика, жестикуляция, пантомимика, выразительные движения, голосовые реакции, экспрессивные и  лексические средства речи. Следуя движению мысли далее, можно заключить, что прослушиванием специально подобранной для конкретного ребенка музыки, с определенной, заданной особенностями школьника, программой движения эмоциональной фабулы можно пробудить, активизировать и расширить экспрессивно-мимический словарь личности. При длительной коррекционно-развивающей работе с ребенком, на наш взгляд, можно даже изменить физиогномическую маску, то есть господствующее выражение лица, формирующееся под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений . Нередко, в работе с детьми, изменение выражения лица ребенка, овладение ребенком способами его изменения, способствует снятию ряда проблем в общении со сверстниками и взрослыми.
Предметно-действенные средства общения (позы, жесты ) можно корректировать и развивать с помощью танцевальных движений, ритмики, пластического интонирования музыкальных произведений, «озвучивая» с помощью движений музыкальных персонажей звучащей музыки.  Свободное дирижирование в ходе слушания музыкального фрагмента – прекрасный способ развития данного вида невербальной коммуникации. Имеются сведения, что положительное отношение к предмету проявляется в стремлении к сближению с ним, выражается в широких жестах. Еще одним средством общения является тактильно – мышечная чувствительность. Взаимопроникновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него – вот пределы такого рода общения. Конкретными проявлениями его может служить рукопожатие. При помощи тактильно – мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности и отношения другого лица, а также может проявить некоторые собственные качества, и выразить отношение к собеседнику. Развитие этого качества может происходить в процессе музыкального инструментального исполнительства.
Развитие речевых средств общения происходит в основном в процессе работы над певческим дыханием, в ходе игр, направленных на развитие артикуляционного аппарата, в ходе исполнения вокальных  произведений.
3) освоение норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!») может происходить в ходе коллективного музицирования, сопровождаемого вербальными указаниями педагога, или в исполнении музыки «по руке» дирижера, роль которого исполняют все дети по очереди (дети учатся следовать заданным правилам и учатся сами задавать правила, руководить процессом общения: кому вступить, кому закончить, выйти из диалога, чтобы не «перекрыть» своим звучанием интересную, новопоявившуюся, еще неокрепшую музыкальную тему). А еще, освоение этих норм может происходить и невербально в процессе интонационно-смыслового общения с музыкой. В ходе этой коммуникации с музыкой, ее нравственно-эстетическими, духовными ценностями, ребенку открывается возможность музыкального познания мира и человека, бытия, гармонии, у него появляется возможность разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, научиться согласовывать свои действия со сверстниками, соотносить свои действия с правилами и нормами.
И закончить статью хотелось бы словами одного из виднейших психологов 20 века А.В.Запорожца «общение является обязательным условием существования человека, одним из факторов его психического развития, становления и формирования его личности, сознания и самосознания, общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний, оно также детерминирует структуру сознания, определят опосредованное строение высших, специфически человеческих психических процессов”.

Список литературы

1.    Басин Е.Я. Искусство и коммуникация. М.: МОНФ, 1999.
2.    Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М., 2004.
3.    Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008
4.    Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. – М.,1997.
5.    Клюева Н.В., Касаткина Ю В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с, ил.
6.    Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М., 1993.
7.    Орлов Г. Древо музыки. – 2-е изд., испр. – СПб.: Композитор, 2005.
8.    Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "МОДЕК", 2000.
Категория: Мои статьи | Добавил: artmosaic (06.01.2012) | Автор: Автор: Екатерина Мельникова
Просмотров: 2779 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Программы
Психолог
День рождения
Поиск
Партнеры
InCube

Маленькая Модница

Категории раздела