Вторник, 22.09.2020, 04:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Арт-Мозаика
Игровое пространство для детей, тренинги для взрослых

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Тезисы мастер-класса «Методы арттерапии в работе с детьми с признаками одаренности в детско-родительских группах»
Мастер-класс проведен в рамках Окружной конференции "Формирование у детей и подростков навыков социально уверенного поведения на современном этапе развития общества" психологической службы Западного учебного округа г. Москвы 27 октября 2010г.  

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Одаренный ребенок – это большая ответственность для ближайшего окружения, для родителей, для учителей.  Исследователи выделяют ряд проблем, которые возникают в процессе воспитания одаренного ребенка:
1.    Для одаренных детей характерен так называемый перфекционизм (стремление добиться совершенства). В целом перфекционизм носит позитивный характер, способствуя достижению вершин профессионального мастерства. Однако повышенная требовательность может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что негативно влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца. Нередко задачи, которые ставит перед собой ребенок, могут намного превышать его реальные возможности на данном этапе обучения и развития. Известен ряд примеров, когда невозможность достигнуть поставленной цели порождала тяжелейшие стрессы, длительное переживание своих неудач, формируют высокий уровень психоэмоционального напряжения.
2.    Во многих случаях особая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку
3.     Иногда учителя неоднозначно относятся к особо одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий отказаться от позиции непогрешимости, не приемлющий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае повышенная критичность интеллектуально одаренного ребенка, его высокое умственное развитие, превышающее уровень самого педагога, вызовут у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга.
4.    Нередко у одаренных детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер и связанная прежде всего со сферой их предметного интереса.
5.    Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, сильное желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков.
6.    Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды. Полученные в ходе обучения знания дети переструктурируют, создают новые способы выполнения учебного задания.
7.    У части детей, исключительно одаренных в какой-либо одной области, отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития (диссинхрония), которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.   Для таких детей достаточно типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Понятно, что все другие психические сферы — эмоциональная, социальная и физическая — не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.
Мы полагаем, что решение данных проблем с применением арттерапевтических техник и методик является наиболее оптимальным.

Предлагаю перейти к практической работе. На нашем мастер-классе мы предлагаем поучаствовать в занятии  «Цветной воздух». Это первое занятие из программы «Рисуем музыку».
После совместной практической работы в течении часа предлагаю перейти к обсуждению.


1.    Целью применения арттерапевтических методик в работе с одаренными детьми является катарсис, снятие нервно-психического напряжения. Напряжение накапливается  у одаренного ребенка часто из-за неправильного отношения к данным детям со стороны педагогов, считающих данных детей вызывающе-индивидуалистичными.
2.    Неконформность одаренных детей  порождает проблемы в общении с родителями и нередко является причиной насмешек со стороны сверстников. Арттерапевтические методики позволяют моделировать положительное психоэмоциональное состояние, формировать адекватное межличностное общение в принимающей обстановке группы, формировать стабильную положительную самооценку. 
3.    Арттерапевтические методы являются, на наш взгляд, самыми экологичными для участников занятий. В процессе работы не предлагаются «правильные» или «неправильные» мнения, точки зрения, способности не оцениваются как «хорошие» или «плохие», что очень важно в работе с детьми, у которых одаренность сочетается с какими-либо эмоциональными, поведенческими, речевыми и т.п. проблемами. В силу своих особенностей, одаренные дети в реальной жизни часто сталкиваются с насмешками со стороны сверстников, порицаниями со стороны взрослых и болезненно реагируют на оценку. Создаваемая на занятиях безоценочная атмосфера, которая обуславливается самими типом заданий, где достаточно трудно выдвинуть критерии оценки качества выполнения (например, трудно выдвинуть объективные критерии оценки созданного ребенком музыкального автопортрета), позволяет детям почувствовать себя свободными и успешными.
4.    Процедура проведения психокоррекционных занятий средствами арттерапии предполагает высокую степень свободы участников в процессе работы. Это обстоятельство позволяет ведущему варьировать задания, игры в соответствии с актуальной ситуацией в группе, что весьма актуально при работе с детьми, имеющими признаки одаренности.
5.    Используемые на артерапевтических занятиях техники и методики требуют от детей для успешного их выполнения владения навыками самоорганизации в пространстве зала, планирования и подготовки необходимого для исполнения замысла материала (красок, пластилина, музыкальных инструментов), что способствует повышению мотивации детей к овладению новыми навыками, отвечают потребности детей в нахождении новых способов деятельности, самостоятельном поиске решений для поставленных задач и формируют недостающие бытовые навыки.
6.    Средства арттерапии соответствуют индивидуальным особенностям и возможностям  одаренных детей. Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности. Именно поэтому арттерапевтические техники, недириктивный подход, использование на занятиях нетрадиционных изобразительных техник, а также методов основанных на переинтонировании, «переводе» созданного ребенком живописного образа с языка живописи на язык музыки и театра и наоборот (метод «Звучащий рисунок», «Музыкальный портрет», «Рисуем музыку») отвечает потребности ребенка находить неординарные решения, развивает заложенную в него природой способность к творчеству и новаторству.
7.    На занятиях по программе «Рисуем музыку» менее удающийся и интересный ребенку вид детской деятельности, может быть компенсирован за счет другого вида деятельности, в котором ребенок чувствует себя более свободно и проявляет больше интереса и творческой раскованности. Постепенно, «привычка творить» распространяется и на тот вид деятельности, в котором ребенок не чувствовал себя успешным до посещения цикла занятий. С эффектом синкретической деятельности можно связывать и пробуждение  у некоторых детей интереса к ранее не столь интересовавшей, например, музыкально-импровизационной деятельности, музыкально-ритмической или художественной деятельности.



И в заключении, хотелось бы подчеркнуть, что  взаимообогащающее общение детей и родителей, их совместная деятельность, общие познавательные интересы и партнерские, дружеские отношения между родителем и ребенком, как отмечают исследователи детской одаренности, является основным фактором, влияющим на развитие одарённого ребенка. Отмечается, что развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Проставленная на этом мастер-классе программа «Рисуем музыку» является одним из способом наладить и развить дружеские отношения с ребенком на основе совместной художественно-эстетической деятельности, доступной ребенку дошкольного возраста с 3,5 лет.

Список литературы
1.    Мельникова Е.Г. Арт-терапевтические техники в коррекции детско-родительских отношений. //Школьный психолог. 2011, №1. - С.17- 32.
2.    Одаренные дети: Перевод с англ./ Предисловие В.М. Слуцкого. - М.: «Прогресс», 1991.
3.  Пепинский  П. Одаренный ребенок: Психология развития. Пер.с англ. «Прогресс», 1996 г.
4.    Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1996.
5.    Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности, «Наука», 1976 г.
6.    Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. - М.: «Просвещение», 1996.
Категория: Мои статьи | Добавил: artmosaic (06.01.2012) | Автор: Автор: Екатерина Мельникова
Просмотров: 4768 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Программы
Психолог
День рождения
Поиск
Партнеры
InCube

Маленькая Модница

Категории раздела