Среда, 23.09.2020, 18:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Арт-Мозаика
Игровое пространство для детей, тренинги для взрослых

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Здоровьесберегающие технологии в обучении и развитии (на примере обучения игре на свирели)

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (по определению ВОЗ).

Развитие и укрепление здоровье детей в любом обществе и при любой социально-экономической и политической ситуации является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как уровень развития здоровья определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. Одним из параметров, определяющих здоровье — это состояние душевного благополучия, или, как его определяет И.В.Дубровнина — психологического здоровья.

Выделяют три уровня психологического здоровья.

К высшему уровню психологического здоровья – креативному – относят детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню – адаптивному – относят детей, в целом адаптированных к социуму, т. е. по результатам диагностических проверок проявляющих лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.

К низшему уровню – ассимилятивно-аккомодативному – относят детей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. По результатам диагностических проверок такие дети проявляют много признаков дезадаптации и сильно повышенную тревожность. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной коррекционной работе с ними.

Родители, как правило, не уделяют психологическому здоровью детей столько внимания, сколько физическому. Но если даже они видят проблему, то часто не имеют возможности получить квалифицированную помощь. В первую очередь, родители детей, имеющих нарушения, обращаются за помощью в поликлинику по месту жительства к психоневрологу и логопеду. Специалист назначает лечение. Лечение расстройств речи и эмоциональных нарушений с помощью фармацевтических или фармакопейных препаратов являются основными средствами, рекомендуемыми детскими психоневрологами для коррекции данных состояний. Лекартсвенные препараты - это достижение научной фармакологии. Их эффективность научно доказана. Но у них есть два основных недостатка. Первым из них является значительное количество осложнений и побочных действий, о которых важно всякий раз сообщать родителям детей, обращающихся за помощью. Вторым является их непредназначенность для целей профилактики и тем более развития здоровья. Предлагаемые психологами коррекционно-развивающие методики имеют гораздо меньше противопоказаний, а их воздействие в направлении развития психологического здоровья эффективно и оптимально.

В данной статье мы попытались поделится своим практическим опытом использования свирелей Э.Смеловой в коррекционно-развивающих целях.

Эти инструменты доступны для детей в возрасте от 2,5 лет. Удобство проведения коррекционно-развивающей работы с использованием свирелей Э.Смеловой заключается в следующем: 1) отверстия-пенечки удобно закрывать маленькими пальчиками; 2) свирели легче детских немецких блок-флейт, поэтому их легко держать даже самым маленьким; 3) у родителей не возникает путаницы и смущения при выборе блок-флейты: какую флейту покупать с немецкой системой (G) или барочной (английской) (B). Эти разновидности блок-флейты различаются таблицами аплликатур, что поначалу может быть неудобно как детям, так и родителям и практическим психологам, освающим эту технологию музыкально-терапевтического и арттерапевтического воздействия.

Свирель Э.Смеловой, благодаря простоте её конструкции и благодаря перечисленным выше положительным сторонам можно очень эффективно использовать в психологической и логопедической практике. Психолог может с помощью свирели работать с эмоциональным состоянием через развитие произвольной регуляции длины вдоха и выдоха. Дыхательный тренинг для ребенка проходит увлекательно и незаметно, в процессе выучивании простейших песенок. Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку короткий вдох и длинный выдох это самое распространнеой упраженение для снятия нервных перегрузок. Известно, что в большинстве случаев, во время стресса, дыхание нарушается - человек дышит быстро и поверхностно, часто задерживает дыхание. То есть, когда мы нервничаем начинает плохо поступать в мозг кислород и, естественно, начинают угасать все функции организма, то есть ухудшается память, внимание, настроение, увеличивается количество ошибок, ухудшается поведение и т.д. В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. К тому же игра на музыкальном инструменте позволяет контролировать процесс правильного или направильного дыхания: силы выдоха (звук получится очень громким или изменяется его высота (передувание), длины выдоха (длительность извлекаемого звука, или длина исполняемой фразы (для более старших детей). Кроме того, самостоятельное музицирование ребенка на инструменте позволяет ему выразить свои бессознательные переживания, сделать их доступными для осознания и трансформации. Все выше описанные приемы работы (со стрессом, эмоциями) позволяют назвать данное изобретение (свирель Э.Смеловой) одним из средств, позволяющим корректировать и сохранять психологическое здоровье детей.

Работа с дыханием в логопедической практике занимает одно из важнейших мест. Дыхание — это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется образование как голоса, так и речевых шумов. При любой форме речевых нарушений (заикании, дизартрии и т.п.) логопеды советуют упражнять глубину и продолжительность вдоха и выдоха, умение произвольно переходить от грудного к брюшному, или полному дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот и через нос. Работа с дыханием с применением свирелей Э.Смеловой поможет как расслабить напряженные спастичные группы мышц, так и, когда это необходимо, тонизировать нервно-мышечноые составляющие речевого аппарата. Исполнительская практика на свирели требует удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели требует, чтобы язык делал пробочку, которая будет закрывать дырочку в мунштуке; открываем пробочку и звук устремляеся наружу, получается, что мы, играя на свирели как бы разговариваем на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»). Подобное звукоизвлечение развивает силу мышечных сокращений, затормаживает сопутствующие содружественные движения (синкинезии),позволяет работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата. Используя свирель Смеловой в своей практике, логопеды могут разнообразить приемы работы с дыханием, а также получают прекрасную возможность совместить работу с дыханием и работу по развитию мелкой моторики.

Также, не маловажным кажется то, что с помощью данной свирели можно погружать ребенка в интонационный мир детского русского фольклора и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички. Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

Необходимо отметить, что то, что свирель выполнена из качественной пластмассы и имеет съемный мунштук, который можно мыть, позволяет выполнять все гигиенические требования, предъявляемые к детским развивающим пособиям.

В заключении, хочется выразить надежду, что детям и родителям, овладевающим игрой на данном инструменте, свирель поможет открыть радость творчества, будет способствовать обретению уверенности в собственных возможностях и силах, а практическим психологам данная технология позволит эффективно оказывать коррекционно-развивающую помощь в достижении адекватной самооценки, уменьшения уровня тревожности, развитии самоконтроля, саморегуляции, мотивации достижения успехов, и формировать психологическое здоровье у подрастающего поколения.

автор: Екатерина Мельникова



Категория: Мои статьи | Добавил: artmosaic (13.11.2011)
Просмотров: 5725 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 2
0
2 Арт-Мозаика   [Материал]
В Игровой комнате на Юго-Западной можно приобрести с книжечкой, содержащей методические рекомендации для родителей.

0
1 Елена   [Материал]
Все это прекрасно, но где его можно приобрести?????? Зачем так рекламировать, если эту свирель нельзя нигде найти!!!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Программы
Психолог
День рождения
Поиск
Партнеры
InCube

Маленькая Модница

Категории раздела